Здравия, Коллеги!
Многие наверное слышали о таком явлении как "многомерное пространство" - чаще наверное в более конкретном контексте: "четырёхмерное", "пятимерное", "десятимерное". Возможно, кое-кто уже даже пытался научиться видеть такие пространства. Так вот-с, сегодняшняя тренировка посвящается как раз созданию фундамента, наработке необходимой базы для тренировки навыка прямого наблюдения многомерных пространств...
Подчеркну: мы говорим строго о ПРОСТРАНСТВЕННЫХ измерениях, всякие там время, потенциал, заряд и т.п. к многомерности пространства не относятся.
Собственно, как выглядит многомерность пространства? Математики давно уже этот вопрос проработали и предоставили нам наглядные иллюстрации.
Вот, например, трехмерная проекция четырёхмерного куба - тессеракта:
а вот пентеракта (пятимерного куба):
Поскольку это трёхмерные проекции, изображения несколько искажены относительно реального объекта - гиперкуба соответствующей мерности (тут уместна аналогия между чертежом какой-то детали и самой деталью). Чтобы увидеть гиперкуб как он есть, т.е. в пространстве соответствующей мерности, нужно увидеть его так, чтобы все углы были одновременно прямыми, все рёбра - одинаковыми, а образующие гиперкуб кубы более низкой размерности были бы именно кубами. Принципиально, сложностей особых в этом нет - дело привычки и навыка "чтения чертежей". Другое дело, что для визуального восприятия многомерного пространства требуется научиться произвольно вводить свои глаза в режимы иного зрения, отличного от обычного.
С этого мы и начнём... Я не просто так использовал для иллюстраций стереопары, которые воссоздают объект в псевдотрёхмерном виде (создают иллюзию трёхмерности на двумерной плоскости экрана или листа бумаги).
Как известно, доступные для прямого просмотра стереоизображения делятся на две большие категории - стереопары и "скрытые стереокартинки". Просмотр каждого из указанных типов стереоизображений производится в разных режимах настройки взгляда. При этом и тот, и другой режим работы глаз могут (а в нашем случае) должны быть освоены до уровня автоматизма - только в этом случае наш мозг привыкает к тому, что глаза могут видеть больше, чем обычно, а зрительный аппарат открывает дополнительные возможности управления фокусировкой, движения мышц глаза, раздельной координации движений для каждого из глаз и т.п. Конечно, имей человек, подобно пчёлам 5 глаз, способность видеть и функционировать в 6 пространственных измерениях была бы нам присуща в силу физиологии, однако у человека только 2 глаза, что означает способность видеть только 2+1=3 измерения (а если потерять один глаз, то произойдёт потеря восприятия глубины). Это, так сказать, "дано" нашей задачи...
Требуется же от тренирующихся приобрести, освоить и закрепить на уровне обычного восприятия способность глаз произвольно, по желанию самого человека видеть и правильно читать стереограммы (в рамках аудитории общего доступа мы не будем касаться последующих тренировок приобретённых навыков, их доведения до уровня восприятия многомерности - эти техники достаточно просты по своей сути и желающие смогут сами разработать их аналоги для себя).
Ну а чтобы научиться, нужно просто практиковаться... потому, собственно, переходим к "дидактическому материалу":
1. Стереопары (метод просмотра - "глаза в кучку")
2. Стереограммы (метод просмотра - глаза сквозь изображение)